Сайт создан в рамках проекта «Карта памяти» подробнее
В 30-х годах в Ленинграде было около 6 тысяч человек, входивших во Всероссийское общество глухонемых. Общество вело работу по ликвидации неграмотности среди инвалидов, приобщало их к спорту и культуре. Работали клуб и мастерские, был выпущен сборник стихов «На баррикадах тишины», брошюра «Берегите слух». В конце 30-х годов глухонемые собирали средства на строительство самолетов и танков «Воговец» (от названия общества – Всероссийское общество глухонемых – ВОГ).
В августе-ноябре 1937 руководство Ленинградского отделения общества глухих подверглось репрессиям на основании сфабрикованного НКВД обвинения в создании «фашистско-террористической организации». В основе обвинения, в частности, лежали найденные в драмкружке Ленинградского общества глухонемых бутафорские рапиры. Решением особой тройки УНКВД от 10 декабря 1937 года 34 человека из числа глухонемых были приговорены к расстрелу, а 19 человек отправлены в лагеря. Самому младшему из расстрелянных было всего 22 года, а самому старшему – 64.
Среди арестованных были Николай Леонтьевич Дейбнер, создатель Петербургского союза глухонемых еще в 1903 году, депутат Ленгорсовета Эрик Михайлович Тотьмянин, художник-ихтиолог Владимир Владимирович Редзько, учительница вечерней школы глухонемых Мария Сергеевна Минцлова, создатель Петроградского театра глухонемых «Пантомима» Михаил Семёнович Тагер-Карьелли. Были арестованы высококвалифицированные рабочие, передовики производства заводов и фабрик города, спортсмены — участники 1-ой Спартакиады Всероссийского общества глухонемых.
В 1940 дела на тех приговоренных, кто находился в лагерях, были прекращены; расстрелянные, несмотря на доказанную в судебном порядке в 1940 их невиновность, были реабилитированы только в декабре 1955.
Памяти жертв террора. 04.11.2016 // Всероссийское общество глухих. Д. Л. Гинзбургский
"...Пока шли сюда, сердце слушали, но ничего не екнуло. Сестра говорит, что, может быть, дед не здесь похоронен, а под Всеволожском или еще где. Но кто знает?"
Памяти насельниц Горицкого Воскресенского женского монастыря
Из осужденных был расстрелян или погиб в лагере каждый четвертый взрослый мужчина общины ленинградских ассирийцев.