Люди и судьбы
Владимир Михайлович Шахов

"Когда мы с сестрой в девяностых узнали, что здесь мемориал устраивают, тоже решили памятник деду поставить. "Молох тоталитаризма" уже был, Памятный камень, дорожки проложили... Пришли в администрацию, а нам говорят – нежелательно, мол, памятники ставить.
– Маленький хоть такой крест можно?
– Ну ладно, такой ставьте.
Я спросил, где в ноябре 1937-го людей хоронили – нам показали это место. Пока шли сюда, сердце слушали, но ничего не екнуло. Сестра говорит, что, может быть, дед не здесь похоронен, а под Всеволожском или еще где. Но кто знает? Никто ничего не говорит. Вот и сегодня митинг у Соловецкого камня запретили... Почему?"

 

Владимир Сергеевич каждый год приходит в Левашово вспомнить деда, в честь которого его назвали. Отец Владимира Сергеевича после смерти Сталина, когда началась реабилитация, пытался узнать о судьбе своего отца. Семья получила ложную справку, что Владимир Михайлович Шахов якобы умер во время войны в заключении. В преддверии обнаружения Левашовского некрополя дети ознакомились с архивно-следственным делом своего деда.

 

Владимир Михайлович Шахов 1888 г. р. – уроженец Санкт-Петербурга, из купеческой семьи. Окончил экономический и филологический факультеты. Занимал должность заведующего планово-производственным и финансовым сектором товарищества художников ИЗО. В 1935 году он был выслан из Ленинграда в Уфу как "классово чуждый элемент", работал экономистом-плановиком Гипрогора. В 1936-м был снова арестован, осужден по делу товарищества на 3 года лишения свободы и направлен в ленинградскую исправительно-трудовую колонию № 1 на Константиноградской.

 

В колонии на Владимира Михайловича поступали донесения осведомителей: "Шахов ярый контрреволюционер и ненавистник Советской власти, рассказывая о себе, о своих частых в прошлом поездках за границу, он восхваляет жизнь за границей, говорит про идеальный порядок, в особенности в Берлине. Восхваляет художников-реалистов старой школы, а молодые художники-комсомольцы сплошь бездарность"; "Про стахановское движение в тюрьме говорит и называет таковое "потогонной системой""; "примерно в 17 часов в камере № 40 сказал в присутствии з/к з/к Григорьева, Корбовского, Лобановского, что если раньше в магазинах покупали куличи, то теперь нас потчуют первомайской булкой и, вынув из тумбочки кулич, высоко поднял его, прибавил, не угодно ли убедиться, а потом разрезав на куски угощал выше поименованных з/к", "в производственной части ИТК № 1 сгруппировалась группа з/к в составе Шахова, Арефьева и Семигановского, которые настроены антисоветски, среди заключенных эта группа носит название "Члены масонской ложи". Ведут антисоветские разговоры".

 

В результате донесений 27 июля 1937 года Владимира Михайловича взяли под стражу и перевели в следственную тюрьму. Особой тройкой УНКВД Ленинградской области 15 ноября 1937 года он был приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 19 ноября 1937 по протоколу № 151. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован в 1989 году.

Поделиться:

Другие статьи